среда, 18 ноября 2015 г.

Понятие о свете и его использовании при фотосъёмке.

Доброго времени суток, наши любимые подписчики!
В последнее время мы уделяли больше внимания фотопроектам и давно не публиковали наших обзоров и мастер-классов по самой фотосъемке. А между тем у нас есть отличная тема для беседы - о, что называется, самом главном!  
Друзья, сегодня мы будем говорить с вами о СВЕТЕ.

Источник фото

Итак, что такое свет и каким он бывает?
Недавно в одном из блогов я прочитала мнение, что «фотография - это свет». И я сразу к нему присоединилась, автор был прав во всех смыслах своего утверждения: фотография – есть «изображение с помощью отражённого от предметов видимого света» (цитата из Википендии). То есть свет является прежде всего обязательным условием создания фотоизображения, и без него кадр просто не получится! А вот от того, какой свет «поймала» ваша камера, от его количества и, главное, качества зависит и качество самого снимка, его объемность, художественная выразительность и композиционная полнота.
В самой общей классификации можно выделить следующие параметры света:
- в зависимости от характера источника: естественный и искусственный свет. Естественным, конечно, является солнечный свет, а к искусственным источникам можно отнести все остальное – электрический свет, софиты, вспышки, огонь свечи или костра и пр.

 Автор фото: Оксана
 
- по цветовой температуре: теплый или холодный свет. 

Автор фото: Надежда Шибина
 
Автор фото: Александр Свистунов
 
- по характеру освещения: мягкий или жесткий свет. Жесткий свет, как правило, образуется от точечного источника и является направленным. Такой свет образует резкие и глубокие тени, граница между светом и тенью резкая: например, это солнце на ясном небе в полдень, прожектор или вспышка фотокамеры. Мягкий свет не образует резких теней, это свет пасмурного дня, а в солнечный день прячущийся в тени и отражающийся от светлых стен зданий.  

- по способу получения освещения: направленный, рассеянный и отраженный.
Направленный свет образуется при использовании мощного источника, направленного на объект съемки с небольшого расстояния, без использования дополнительных насадок. Поэтому направленный свет – обычно жесткий с характерным светотеневым рисунком.

Автор фото: Илья Рашап 

Отраженный свет возникает при отражении основного источника от какой-либо поверхности: зеркала, однотонной стены, лаковой столешницы. Такой свет по жесткости занимает среднее положение между направленным и рассеянным.

 Автор фото: Антонина Андреева

Рассеянный свет – это свет от основного источника, который перед попаданием на объект съемки проходит через естественные или искусственные «жалюзи»: облака на небе, занавески на окне, листву деревьев в лесу или профессиональные приспособления (зонты на просвет, софтбоксы и т.п.). Рассеянный свет – наиболее мягкий, дающий плавные переходы между светом и тенью на объекте съемки.
 
    Автор фото Павел Рыженков

- по направлению света относительно объекта съемки: фронтальный, боковой, контровой, верхний, нижний. Какой применить при съемке угол падения света зависит от поставленной задачи: так, например, с задачей создания 3D-объема лучше всего справляется боковой свет, а в сочетании с акцентной подсветкой сзади он создает максимальный художественный эффект. Верхний свет чаще используется для модельной съемки в студии, а нижний свет - для заполнения теней и создания специфического эффекта съемки для фильмов ужасов.
Пример использования бокового света. Источник фото


Пример использования верхнего света. Автор фото: Миронова Татьяна

 Пример использования фронтально-бокового света. Автор фото: Александра

- в зависимости от роли источника в общем свето-теневом рисунке: рисующий, заполняющий, контровой, моделирующий и фоновый.
 
Основным видом считается рисующий свет, все остальные являются вспомогательными. Это он образует тени, определяющие светотеневое решение снимка. Рисующий свет обычно создается одним источником света и может быть направлен на объект съемки отовсюду. Рисующий свет очень редко используется в одиночестве, так как освещая интенсивно одну часть объекта, она дает контрастные и темные тени на другой. Моделирующий свет - это боковая подсветка объекта, она призвана смягчать тени и добавить красивые блики глянцевым поверхностям. Заполняющий свет подсвечивает тени, придает им легкость и прозрачность, обнаруживая скрытые тенями детали. Контровым называется такое положение света, когда источник расположен за объектом съемки (не обязательно четко за спиной модели, он может быть чуть сверху или сбоку, но всегда сзади). Контурный (или контражур) – разновидность контрового света. Образуется источником, установленным точно за головой модели и направленным в объектив фотокамеры. Такой свет рисует вокруг объекта съемки яркий пересвеченный контур, лишенный деталей. Фоновый свет применяется для освещения фона и создания на нем светотеневого рисунка, поддерживающего рисующий свет.
 Пример использования контрового света. Автор фото: Александра

Пример использования заполняющего и моделирующего света. Автор фото: Оксана


Пример использования контурного света. Источник фото




Пример использования рисующего света. Автор фото: Оксана



Пример использования фонового света. Автор фото: Оксана


 

Пример использования контрового света. Автор фото: Sonya




Каждый, кто занимается фотографией, быстро приходит к пониманию ключевой роли света. Обилие в кадре теней и бликов, четкие или, наоборот, размытые линии, объемность контровой съемки сами по себе добавляют кадру «изюма», цепляют, привлекают необычностью, заставляя вглядываться в детали. 

Безусловно, использование студийного освещения позволять более гибко манипулировать светом и легче добиваться нужного эффекта. Но при всех очевидных плюсах студия имеет большой минус – сюжетная ограниченность снимков. 
Автор фото: Sonya


В этом смысле естественные источники света дают бесконечную идейную широту для съемки, а «правильный» свет подчас можно встретить в самых неожиданных местах. Так, например, однажды я обнаружила прекрасный свет под своим кухонным столом напротив окошка :).
Сейчас мы рассмотрели отдельные виды света, но, конечно, в своей повседневной практике фотографы чаще используют их композиционно, смешивают, варьируют, пытаясь найти идеальную комбинацию света и тени. Умение видеть свет и тени вокруг себя и научиться управлять ими – вот настоящее искусство, и мы искренне и от всей души желаем вам достигнуть в нем мастерства! 

Автор фото: Александра
 
Благодарим нашего дизайнера Александру за интереснейшую статью!



При подготовке статьи мы использовали следующие материалы и интернет-ресурсы:

3 комментария: